Лекция I
Прямая речь

или как оформлять диалоги

Много раз, читая ваши анкеты или посты, я замечала, что прямая речь оформлена неправильно. Любой по-настоящему грамотный человек сразу замечает эти недочеты. Точно также любой грамотный человек начинает с некоторым пренебрежением относиться к совершившему ошибку. А если ошибки совершают многие, то к форуму, контингент которого составляют эти малограмотные люди. Я не хочу, чтобы вы думали, будто я пекусь только о форуме. Нет, научившись грамотно писать вы обеспечите себе свободный билет на любой ролевой проект. Вам не понадобится больше долго исправлять ошибки в анкете, администрация не то, что не будет относиться к вам с неодобрением или раздражением, а даже больше - будет относиться с уважением. Неправда ли, заманчивая перспектива?
Правильное оформление прямой речи - это первый шаг к грамотности. К тому же, довольно простой шаг. Он не требует врожденного чувства языка, а правила просты для запоминания.
Ну что ж, приступим?

Ситуация 1. Слова автора после прямой речи

Вначале рассмотрим варианты оформления прямой речи, которые чаще всего нам пригодятся в написании постов. А именно, диалоги, т.е. реплики, начинающиеся с тире.

Правило 1:
Если слова автора идут после прямой речи, а прямая речь не несет в себе яркой эмоциональной окраски, являясь законченным предложением, то  между словами автора и прямой речью ставится запятая. Слова автора начинаются со строчной буквы.

Схема 1:
- П, - а.

Пример 1:
- Сегодня утром я проснулась рано, поэтому уже успела поймать себе мышку на завтрак, - сказала Белогривка, облизывая лапку.

Схема 2:
- П, - а. - П.

Пример 2:
- Мне кажется, племя Теней снова попробует напасть на наши территории, - опасливо произнес Ветерок. - Эти хитрюги не оставят нас так просто.

Правило 2:
Если слова автора идут после прямой речи, а прямая речь ярко эмоционально окрашена, являясь законченным предложением, то между словами автора и прямой речью не ставится запятая, а только знак, выражающий эмоциональную окраску ("!", "?", "..."). Слова автора начинаются со строчной буквы.

Схема 3:
- П!("?", "...") - а.

Пример 3:
- Ты просто невыносима! - воскликнул Огонек, раздраженно махнув хвостом.

Пример 4:
- А ты пойдешь сегодня в вечерний патруль? - поинтересовался Зяблик у Искорки.

Пример 5:
- День сегодня пасмурный... - загадочно произнесла Искорка, глядя на небо.

Правило 3:
Если слова автора идут после прямой речи, а прямая речь являет собой незаконченное предложение, то ставится запятая, слова автора начинаются со строчной буквы, заканчиваются запятой, и вторая прямая речь снова начинается со строчной буквы (в отличие от Правила 1).

Схема 4:
- П, - а, - п.

Пример 6:
- Твои глаза, - торжественно заговорил Дымок, - сводят меня с ума уже несколько лун напролет.

Правило 4:
Если слова автора являются описанием сторонних действий, самостоятельным предложением или не относятся к говорящему, то их можно начать с заглавной буквы, а прямую речь закончить точкой. Это правило не обязательно. Но я, например, всегда делаю именно так. В иных случаях прямая речь точкой не заканчивается!

Схема 5:
- П. - А.

Пример 7:
- Мы все равно не можем ничего сделать. - Кошечка развернулась к ним спиной.

Ситуация 2. Слова автора перед прямой речью

Правило 1:
Если слова автора идут перед прямой речью, то после них ставится двоеточие. В эмоционально окрашенных предложениях также.

Схема 6:
А:
- П.("!", "?", "...")

Пример 8:
Белочка, задыхаясь от быстрого бега, молниеносно выпалила:
- Они уже совсем близко!

Теперь рассмотрим менее актуальные для нас схемы оформления прямой речи, но знакомые вам с уроков русского языка. Эти правила могут пригодиться при оформлении мыслей персонажей.

Правило 1:
Если прямая речь идет перед словами автора, и предложение не несет яркой эмоциональной окраски, то после нее ставится запятая. Обратите внимание, что теперь у нас есть кавычки, так вот запятая ставится после кавычек. Слова автора вводятся со строчной буквы.

Схема 1:
«П», - а.

Пример 1:
«Одиночество съедает меня все сильнее», - думал Старки, лежа в своей пещерке.

Правило 2:
Если прямая речь идет перед словами автора, а предложение эмоционально окрашено, то запятая не ставится. Ставится нужный знак препинания ("!", "?", "..."), при этом перед закрывающей кавычкой. Слова автора со строчной.

Схема 2:
«П!(?/...)» - а.

Пример 2:
«Я поймал ее - воскликнул Клубок, прижимая к земле убитую белку.

Пример 3:
«Клубок поймал белку?» - удивленно спросил Огонек.

Пример 4:
«А я-то думала, этот увалень и мышь пьяную не поймает...» - думала Горчица, с завистью глядя на Клубка.

Правило 3:
Если прямая речь идет перед словами автора, но являет собой незаконченное предложение, слова автора входят в кавычки. Точка ставится после кавычек.

Схема 3:
«П, - а, - п».

Пример 5:
«Ты знаешь, - задумчиво произнес Коготь, - власть, она как птица, недоступная, заманчивая... Но если приноровиться, то и птицу можно поймать».

Правило 4:
Если прямая речь идет после слов автора, то авторские слова заканчиваются двоеточием. Кавычки открываются после двоеточия, а закрываются также, как и в Правиле 1, 2.

Схема 4:
А: «П».

Пример 6:
Ласточка довольно замурчала: «Я знала, что у тебя все получится».

Схема 5:
А: «П!»

Пример 7:
Пушинка сверкнула глазами: «Да я лучше тебя знаю, как мне себя вести

Ну вот, вроде бы, и все. Видите, все совсем не страшно. Запоминается легко и гарантирует +20% к грамотности.
Возможно, что-то забыла. Позже дополню.